Лавка желаний

Новости Лавки

Бусины ДЗИ

Старые бусины дзи

Редкие дзи и киноварь

Бусы для браслетов из полудрагоценных камней

Ритуальные предметы

Четки

Нэцкэ

Статуэтки

О доставке из волшебной Лавки

Подписаться на новости сайта

Страница рассылки
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дерево Шаманов

shamanderewoВ якутской и эвенкийской тайге, просто вдоль трассы федерального значения, можно встретить странные деревья, украшенные ленточками, лоскутками, волосяными веревочками, а порой даже небольшими фрагментами одежды и обуви. Такие деревья считаются священными и называются Шаман-дерево.

Одно из самых известных таких деревьев находится на Колымском тракте. Неизвестно, было ли это дерево когда-то выбрано именно каким-то шаманом, чтобы с его помощью общаться с миром духов, или же просто случайно оказалось избрано проезжающими мимо. Однако понятно одно: просто так ни одно дерево не становится для людей священным.

Возможно, в признании его Шаман-деревом послужил и тот факт, что совсем рядом с украшенным лентами деревом, находится ручей, который никогда не замерзает, даже в сорокоградусные морозы. А еще вода из этого ручья очень вкусная и не портится в течение нескольких месяцев.

Постепенно лоскутки на дерево стали завязывать не только якуты, но и проезжающие мимо русские – «на удачу». Со временем, рядом с одним деревом, ленточки появились и на соседних деревьях, и теперь здесь можно видеть целый волшебный лес, украшенный еще яркими, или уже выцветшими на ветру и солнце цветными полосочками.

Существует классификация сакральных, то есть священных, деревьев у якутов. Те, что сейчас в большом количестве украшены ленточками, на самом деле, особо к шаманам и не относятся. Обычно, ленточки повязываются на лиственницу и березу, растущие возле дорог, ведущих к сопкам и холмам. Это дары для духов покровителей, и называются такие деревья «аартык иччитин мага» - что означает «древа горных перевалов и деревья желаний».

«Ытык мас» - «деревья духов местности» - гигантские деревья, окруженные большим почитанием местных жителей. Такими деревьями обычно становятся березы, ели, лиственницы. Например, гигантская Табагинская священная ель, упавшая в 1974 году, и все еще цветущая вторая ель – Доча. В Мегино-Кангаласском улусе есть высоченная лиственница – Суон Тиит. Нередко, такие деревья еще почитали живущие рядом племена, считая их своими предками.

«Орук мас» - особое дерево, почитаемое женщинами. В далекие времена, когда женщина не могла иметь детей, она шла к известному в их местности дереву, у которого было «ведьмино помело» - дерево, у которого очень плотно переплетены ветви. Считалось, что если она очень хорошо попросит, то Орук мас даст ей ребенка. Даже сейчас еще сохранились такие священные деревья. Самым известным из них, считается Хатасское древо. Раньше оно было известно только посвященным, но теперь его местонахождение ни для кого не секрет, и туристы приезжают его посетить.

«Кэрэх мас» - жертвенное дерево. Встречается гораздо реже, обычно, это лиственница, у которой обломана верхушка, и к ней прикреплена поперечная перекладина. В старые времена, когда кто-то хотел попросить у покровителей что-то очень важное – исцеления больных, прибавления скота, то он шел к шаману. Приносил в жертву или белую лошадь, или же быка или корову рыже-пегой масти. После исполнения шаманом обрядов, его помощники вешали шкуру убитого животного на эту перекладину. К таким деревьям старались без лишней надобности не подходить, и по возможности, обходить стороной.

«Кырыыс мага» – так называемое «дерево проклятий». Когда в древние времена сражались между собой два рода, победивший выкапывал большую ель, и закапывал ее обратно вверх корнями. Это было знаком того, что земля становится проклятой, а проигравший род больше не существует. К счастью, таких деревьев больше не сохранилось, и о них рассказывают только в музеях-заповедниках.

«Хойгуо масс» - иногда можно встретить в Якутии особые деревья – лиственницы, на которых вырублены лица. Это шаманские деревья, каждое из которых принадлежит одному отдельному шаману, и вырубается личина, во время обряда посвящения. Если будущий шаман пожилой – ищут старое дерево, а если молодой – то молодое. Местные жители стараются обходить их подальше – ведь дерево тесно связано с шаманом.

«Туру» - это лиственница, у которой или срублен ствол, а ветви сами стали похожи на стволы, либо ствол сохранился, а ветви похожи на бивни. Из изогнутой ветви, или же из срубленного ствола, мастера делали основу для шаманского бубна. И именно к этому дереву приходил шаман уже с бубном, чтобы путешествовать по другим мирам.

В Эвенкии и Якутии, до сих можно встретить много священных деревьев. Одни из них известны только местным жителям, а другие, к сожалению, стали объектами паломничества горе-туристов. Священные деревья якутов начинают погибать от излишнего «почитания». Правда, существует мнение, что настоящие Шаман-деревья, держатся в глубокой тайне, и практически незаметны в общей массе.

Анна Гласс

Поделиться