Секреты совершенства
Секреты совершенства

Совершенствуясь сами, помогаем совершенствоваться другим

Лягушка царевна
Зеркало чайных духов

Зеркало чайных духов

В древности у японского монаха Мёэ (который заслуживает отдельной статьи) был примечательный чайник. На нем были выбиты десять действий, которые производит чай. Среди этих свойств были и такие, в которых можно усмотреть мистическое начало. Так, чайник Мёэ обещал как покровительство множества будд, так и помощь богов религии синто.

Верить в это сегодня или нет – дело каждого. Но что важно – чай издревле был напитком шаманским, употреблялся в религиозных ритуалах и до сих пор имеет культовое значение в ряде регионов Азии. Но существуют ли сами чайные божества? Кто опекает чай в том мире, где верят в его мистическую силу? Давайте перечислим всех известных чайных духов.

 

Шэнь-нун

 

Первым в этом списке следует поставить Шэнь-нуна (神农). Само его имя на русском звучит как «Дух-Земледелец». Шэнь-нун занимает первое место по праву старшинства: он — мифический бессмертный, один из Трех Великих (三皇) правителей Китая в древности наряду с Фу-си и Хуан-ди. Еще его именуют Огненным Императором (янь-ди 炎帝) и даже божеством по имени Яован (药王) — «Князь Снадобий». Все потому, что Шень-нун научил народы добывать огонь, управляться с землей и искать лекарственные травы. А еще у него был нефритовый живот, с помощью которого различал ядовитые и лекарственные растения. Также его считают первооткрывателем чая, выделившим и описавшим его лекарственное действие, а также научившим людей заваривать и пить чай.

 

Тара-Гуаньинь

 

Говоря о небесных покровителях чая, нельзя не вспомнить о милосердной бодхисаттве Гуань Инь (观音, в Тибете — Тара), в честь которой назван сорт чая «Железная бодхисаттва милосердия» (Тегуаньинь), имеющий сегодня огромную популярность во всем мире. Если вы немножко буддист и любите тегуаньинь, то можете смело рассчитывать на покровительство Той, Кто слышит мольбы мира.

 

Лу Юй

 

А мы переходим существам человеческим, и первый среди них – несомненно, Лу Юй, которого с древности почитают как божество чая за его вклад в исследование чайной культуры и традиции в древности. Лу Юй (陆羽), как известно, первым свел все сведения о чае в трактат «Чайный канон», ставший с тех пор главной книгой для поколений тех, кто следовал и следует Путем чая.

Уже в древности торговцы, занимающиеся продажей чая, изготовляли глиняные статуи Лу Юя и возносили ему молитвы как божеству чая в надежде обрести удачу в торговле этим «божественным эликсиром». Именно с их подачи Лу Юя стали называть не иначе как Чха Шэнем (божество чая, 茶神), Чха Шэн (чайным мудрецом, 茶圣) и Чайным Небожителем (茶仙). А сегодня статуэтки Лу Юя нередко можно встретить не только на чайной доске, но и в шкафчиках с чаем – как хранителя запасов этого напитка.

 

Чжугэ Лян

 

Мудрец и стратег Чжугэ Лян (诸葛亮) жил во времена Троецарствия и был не раз воспет в истории Китая. Многие почитали его как святого практически при жизни. Помимо полководческих талантов, Чжугэ Лян проявлял еще и хозяйственно-распорядительные. А поскольку он к тому же был даосом, то принимал и особые даосские снадобья, и чай. Причем, последний он широко пропагандировал как среди своих подчиненных солдат, так и везде там, где останавливался на постой. В результате в местах, исторически связанных с деятельностью Святого Чжугэ его на протяжении веков почитают как Божество Чая (茶神).

Существует легенда о том, как некогда войско под команжованием Чжугэ Ляна обессилело от голода и жажды. Видя это, Чжугэ воткнул в землю свой жезл Жуи, и тот ожил, превратившись в раскидистый чайный куст. Воины собрали листья и сделали чайный отвар – так и пришли в себя, сумели выжить. А чайное растение с той поры иногда называют 孔明树–«дерево Кхун-мин» (таково было взрослое имя Чжугэ Ляна, означающее «просвещенный»), этим же именем названа знаменитая марка чая пуэр. Поклонение Чжугэ Ляну как «Чайному Предку» (茶祖) совершается его день рождения – в 23-й день 7-й луны.

 

Да Мо

 

Да Мо (達摩) – это китайское имя индийского учителя буддизмы Бодхидхармы (полный вариант написания — 菩提達摩). Сегодня этот исторический персонаж известен далеко за пределами Китая благодаря популярности фильмов и книг о колыбели боевых искусств – буддийском монастыре Шаолинь. Бодхидхарма считается первым патриархом буддизма чань (дзэн) и 28-м патриархом буддизма. В Китай он прибыл по морю и начал учить, прежде поселившись в монастыре Шаолинь на горе Суншань. Там же, на горе, в одной из пещер, он по легенде провел в медитации девять долгих лет и в итоге обрел просветление. Но еще до этого, борясь со сном, он, говорят, вырвал себе веки и бросил перед собой. Именно из них якобы и вырос чай, которых до сих пор помогает монахам выдерживать длительные медитативные ретриты.

 

Лу Тун

 

А вот о ком мало кто знает, так это о поэте Лу Туне (卢仝), которого иначе называли Юй Чуань Цзы (玉川子), жившем в период династии Тан. Титул «Чайного Небожителя» (茶仙) и Божества чая (茶神) он заслужил за исключительную любовь к этому напитку и преданность чаю. В новейшей истории известен случай, когда в 1940 году японские офицеры, узнав, что деревня Сили (провинция Хэнань) – это родина Лу Туна, отвели от деревни войска. Кисти Лу Туна принадлежит удивительное стихотворение о чае «Семь пиал» (七碗茶诗), в котором о шестой чаше он говорит, что она «вводит в круг небожителей и духов» (六碗通仙靈). Вот и сам он вошел в их число, ныне покровительствуя всем тем, кто любит чай.

 

Почитание

 

Самыми распространенными способами почитания чайных духов в Китае и на всем Дальнем Востоке является устроение для фигурок божеств небольшого столика-алтаря, на котором возжигаются благовония. Благовония – это незримая жертва духам, а само алтарное место придает чайной комнате особую ауру. Также на алтарь ставятся чашки с чаем в качестве жертвы. Сегодня, когда фигурки переместились с алтаря на чайную доску, «чайная жертва» совершается поливанием фигурок. Но курильница для благовоний по-прежнему остается важным предметом чайного обихода.

Юрий Хващевский

Поделиться
Комментарии для сайта Cackle
Наверх