Секреты совершенства
Секреты совершенства

Совершенствуясь сами, помогаем совершенствоваться другим

Лягушка царевна
Вкус без вкуса: "чайное недеяние"

Вкус без вкуса: «чайное недеяние»

Наверняка каждый из нас переживал этот опыт: чем больше знаешь человека, тем больше хочешь просто сидеть рядом с ним и молчать в унисон. Это уникальное свойство человека — наслаждаться пребыванием рядом с тем, кого любишь, кто тебе нравится. И слова кажутся лишь помехой, они могут спугнуть чувство незримого единения и бессловесного общения. Ведь зачем слова, если вы понимаете друг друга без слов и вам и без них хорошо…

Мои пять «У»

 

Что-то похожее возникает и в случае с чаем. Когда ты только начинаешь знакомиться с ним, тебе хочется «многословия» — красочных описаний, обилия таинственных легенд, феерии вкусов и форм. Но со временем приходит понимание главного: есть ты и чай. И вокруг вас крутится остальной мир, в котором есть все, но самое важное сейчас — между тобой и чаем. А мир может подождать.

Таков и мой опыт взаимодействия с чайным эликсиром. Я все чаще нахожу себя сидящим в одиночестве перед чайным столиком, и порой не очень помню, какой именно чай сейчас пью. Этот свой нехитрый опыт я могу попробовать объяснить через мои «Пять У». Помните, был в китайской философии такой принцип — недеяние (у-вэй)? Вот и у меня свое «чайное недеяние», о котором чуть дальше. Самое главное — это общение мое и чая и то, что я из этого общения выношу: успокоенность, умиротворение, упорядоченность, устроенность, уверенность.

Успокоенность — это первое действие, которое производит чай. Он осаживает внутренние конфликты, устраняет тревожность и в процессе спокойного чаепития наполняет спокойствием. Порой оно ощущается как теплое одеяло, в которое тебя заворачивает кто-то очень заботливый. Порой — как теплая шапка, приглушающая звуки вокруг и собирающая мысли в стройный порядок. А иногда — как освобождение от тела, когда ты чувствуешь себя равным всем ветрам мира и свободным от тела.

С успокоенностью приходит умиротворение. Это новое качество покоя — ты становишься мирным внутри. Конфликты исчерпываются. Рождается благость, а на губах проявляется улыбка. Тепло разгорается внутри, словно в холодную ночь ты нашел теплый очаг. И ты сам понемногу начинаешь приводить окружающий тебя мир в гармоничное состояние.

Так в жизнь приходит упорядоченность. Потому что когда внутри тебя мир, ты начинаешь замечать то, что извне этому не соответствует. А ясный ум, очищенный чаем, позволяет понять причины этого несоответствия и найти способы привести дела в порядок. Разумеется, собственные, не чужие. И ты начинаешь выстраивать свой внутренний и внешний мир по новым принципам.

И замечаешь, как из ничего вдруг возникает устроенность. Эта устроенность — это внешнее проявление внутренней упорядоченности. Ты приводишь в порядок вещи и дела, потому что иначе хаос будет вступать в конфликт с ладом внутри. Из внутреннего побуждения к ладу возникает лад вовне и так рождается устроенность.

А когда есть устроенность, успокоенность и умиротворение, появляется уверенность. Потому что уверенность – это всегда плод внутреннего осознания ситуации и понимания, как ее решить. Без порядка в голове и душе это невозможно. Именно так чай помогает жить. А еще именно так проявляется то, что я называю «чайным недеянием».

 

Чайное недеяние

 

В китайской философии принцип «у-вэй» (не-действие, недеяние, 无为) означает созерцательную пассивность. К чаю это относится как нельзя лучше. Потому что созерцательная пассивность – это и есть самое лучшее описание того, как нужно взаимодействовать с чаем во время чайного ритуала. Созерцать себя и мир, пассивно следуя ритму заваривания. Чай же делает все сам. Делает — но не делая. Он просто входит в тебя, а остальное происходит само. В этом и есть его «недеяние».

А для меня «у-вэй» — это еще и каламбур. Во-первых, словом «у» читается и цифра 5 (五), и слово «не; отсутствие» (无). А словом «вэй» — иероглиф «вкус» (味). Отсюда свои пять «у» я могу записать как «5 действий» —五为 (у-вэй). А могу как «пять вкусов» —五味 (у-вэй). А еще как «отсутствие вкуса» —无味 (у-вэй). И это последнее имеет отношение к тому, с чего я начал эту статью.

 

Вкус без вкуса

 

Наверняка многие слышали такую фразу: «У чая и дзэн – один вкус». Иероглифами она записывается так: 茶禅一味, а читается по-китайски «чха чхань и вэй», по-японски «тя дзэн ити ми». Однажды я писал об этом в материале «Заглянем чаю в душу?» на этом нашем портале. Но все же есть смысл к сказанному добавить еще немного.

Вкус без вкуса – это не отсутствие вкуса как такового. Это совершенно особое качество чая, когда деликатный и тонкий вкус чая, словно заново рождается во рту уже после того, как ты сделал глоток. Это похоже на многократно усиленное эхо в горах, от которого замирает сердце, и ты осознаешь красоту и величие природы вокруг тебя. Это как аромат цветов, который ты вдруг вспоминаешь и возникает отчетливое чувство, что ты слышишь его вокруг себя. Это как тепло, которое наполняет тебя при мысли о любимом человеке, когда на ум приходят воспоминания о том, что вы делали или где были вместе.

Правильный чай умеет собирать эти чувства в утонченный букет и преподносит его безыскусно, но нежно. Смотришь в него и видишь лишь ветку с едва заметными бутонами. Но внезапно, в твоих руках, на ветке один за другим начинают распускаться цветы. И ты замираешь в восхищении и не можешь даже пошевелиться, опасаясь вспугнуть это волшебство.

Таково действие чая. Таково его «недеяние». И эту его магию может открыть каждый. Нужно только быть с чаем рядом.

 

Юрий Хващевский

Поделиться
Комментарии для сайта Cackle
Наверх