Секреты совершенства
Секреты совершенства

Секреты амулетов и тайны планеты

Лягушка царевна
Дзенский чай: Путь Чая глазами буддиста

Дзенский чай: Путь Чая глазами буддиста

Работая с чаем и исследуя его — даже очень частным, камерным, образом, — нельзя обойти стороной важнейшие трактаты, которые посвящены приготовлению этого напитка и пониманию его значения для культуры. И не только потому, что писали их люди, сведущие в предмете, о котором говорили. Но и потому что, читая такие трактаты, вы можете вдруг увидеть что-то такое, что кардинально изменит ваше отношение — и к чаю, и к миру.

Для меня таким поворотным трактатом в свое время стал труд японского монаха Дзякуана Сотаку, ученика знаменитого буддийского учителя Такуана Сохо. Согласно официальной датировке его работа «Записки о дзенском чае» была издана в г. Эдо (ныне Токио) в 1828 году, а на русский язык она была переведена А.Н. Игнатовичем и сегодня широко известна именно в этой версии. В свое время я много слышал о некоем «чайном пути» и «следовании путем чая», но вразумительных объяснений, что это за путь и как понять, следуешь ты по нему или нет, никто не давал. Зато дал скромный монах Дзякуан. И за это я ему благодарен.

Собственно, рассказать об этом трактате меня подвигли две вещи. Первая – то, что я сам много говорю о Пути чая, но, возможно, среди читателей портала есть те, кто, как и я, не очень понимает, о чем идет речь. Вторая – я сам в предыдущей статье вспомнил известное изречение о том, что у чая и дзен – один дух. И это тоже может оказаться не самой очевидной вещью.

Поэтому для того чтобы сделать Путь чая более понятным, а дух чая – ощутимым, я предлагаю обратиться к ключевым местам трактата Дзякуана Сотаку. Скажу лишь, что я намеренно привел только самое важное. А если с первого раза что-то покажется сложным – перечитайте. Это того стоит.

 

«Чайное самадхи»

 

В самом начале Дзякуан дает очень важные пояснения о Пути чая с точки зрения буддиста. Однако пишет он так, что применить его слова можно не только буддисту, но и тому, кто вообще не придерживается никаких духовных учений. Он говорит: «Приготовление чая – это, по сути, полностью Учение дзэна — средство постижения собственной природы… Заниматься приготовлением чая — способ постижения истинной природы дхарм, прояснение исконного предопределения». Речь о том, что все, что связано с приготовлением чая, фактически, служит одной главной цели: постижению сути – сначала чая, потом себя, наконец – постижению своей истинной природы, неотличимой ни от чая, ни от будды. Все едино, ибо во всем одна и та же природа. Так чай приводит к пониманию себя.

Как этого добиться? Способ есть. По его мнению, основная идея следования Путем чая состоит в практике так называемого «чайного самадхи».

Самадхи (шаматха) – это, проще говоря, состояние глубокого покоя не только тела, но и ума, «умиротворенное пребывание здесь и сейчас». Фактически, того же мы достигаем при правильном употреблении чая, о чем я как раз и писал в материале «Вкус без вкуса». А еще самадхи – это комплекс практик однонаправленного сосредоточения, что тоже в практике чайного ритуала крайне важно. То есть, смотришь на чашку – думаешь о чашке, ставишь чашку – не думаешь о ней. О последнем говорит и Дзякуан:

— Изначальный смысл чая заключается не в выбирании утвари, не в рассуждениях о приготовлении чая, а в том, что это действо, посредством которого входят в самадхи… Приобщение к чайному делу — не что иное, как способ поиска собственной «природы». В этом смысл самадхи, в состоянии которого обращаются с чайной утварью — это, когда одна мысль направлена на главное… Например, если используют чайную ложечку, то только на эту чайную ложечку всецело направляют свои мысли и совсем не думают о других делах… Когда наступает время отложить эту чайную ложечку, ее откладывают, глубоко сосредоточив на этом действе мысли… И это не ограничивается чайной ложечкой. То же самое делается при обращении с любым предметом чайной утвари… Дух ни в коей мере не должен колебаться, поэтому о приготовлении чая говорят как о непрерывном поддержании духа. Но это только следование пути достижения «чайного самадхи». Понимание сущности Пути чая зависит от желания человека, и совсем не обязательно нужны годы и месяцы,чтобы постичь ее. Ведь поскольку такое желание, возникшее в один момент, может быть глубоким или мелким, то, направив внимание на суть, нужно осуществить желание и преуспеть в практике «чайного самадхи».

То есть, другими словами, готовя чай, думайте о чае. Оставьте все остальное за бортом сознания. Будьте полны отрешенной решимости очистить ум. Используйте чай – сосредоточение на чае — как инструмент очищения ума. И когда внутренние облака рассеются, вы увидите свет своей истинной природы.

 

Дух и посуда

 

В своем трактате Дзякуан уделяет внимание чайной утвари. Но не потому что она важна. Наоборот. Он говорит о том, что чем ценнее утварь, тем дальше наши мысли от ясного познания себя. Потому что «…Утварь для дзэнского чая — это не красивая утварь, не редкая утварь, не драгоценная утварь, не старинная утварь. Утварью считается совершенно пустая чистейшая единая мысль. В принятии чистоты единой мысли и единой мысли в качестве утвари заключается смысл чая…» Это означает, что единая мысль – мысль в моменте здесь и сейчас – становится лодкой, чайным челном, несущим ум к ясности. В этом – проявление духа дзэн и духа чая. А Дзякуан уточняет: «Дух чая — это есть дух дзэна, поэтому, если отбросить дух дзэна, то вне его не будет и духа чая. Если не знаешь вкуса дзэна, то не узнаешь и вкуса чая».

***

Говоря коротко, основная мысль текста Дзякуана в том, что чай – это инструмент познания. Чтобы правильно им воспользоваться, нужно уметь сосредотачиваться на том, что делаешь в данный момент здесь и сейчас. Когда сосредотачиваешься на действии в моменте, наступает успокоение ума. Успокоение ведет к умиротворенности. Умиротворенность – к ясности. В ясности познаешь собственную природу. И так максимально приближаешься к Истине мира. Именно поэтому у чая и дзена один вкус – они оба ведут в одном направлении. И доводят тебя за руку до самого края Неба.

Только от тебя зависит, сделаешь ли ты следующий шаг – за его край.

Юрий Хващевский

Поделиться
Комментарии для сайта Cackle