Секреты совершенства
Секреты совершенства

Секреты амулетов и тайны планеты

Лягушка царевна

Заглянем чаю в душу?

Заглянем чаю в душу?Для тех, кто долгое время дружит с чаем, не секрет, что у чая есть душа. Но не будет большим преувеличением пойти чуть дальше и сказать: чай – это личность. И у него есть не только душа, но также тело и дух. А чтобы разобраться, что есть что, давайте сначала посмотрим на иероглиф, которым записывается слово «чай».

Когда я только поступил в иняз на факультет китайского языка, наш преподаватель объяснял нам, что иероглифы состоят из частей, которые переходят из знака в знак (по секрету, именно благодаря этой особенности и создаются словари иероглифов).

В знаке «чай» (на картинке) таких составных частей сразу три: сверху расположена «трава», в серединке иероглифа – «человек», а под ними — знак «дерево».

Если взять за отправную точку эти части и попытаться их истолковать в контексте слова, то я бы рискнул провести следующие параллели: «дерево» – это тело, «человек» – душа, а «трава» – дух. Сразу оговорюсь, что это исключительно мое деление, основанное на опыте общения с чаем. Поэтому справедливо будет спросить – на чем это разделение основано. Попробую пояснить.

Заглянем чаю в душу?

Тело – это что-то физическое, ощутимое, что можно потрогать, пощупать, исследовать, дать ясное определение, передать из рук в руки. «Дерево» — потому что чай и есть дерево. У тела чая есть характерные особенности, которые можно описать прилагательными, описывающими физические параметры: теплый, холодный, влажный, сухой, маслянистый, плотный, легкий, шершавый, гладкий, быстрый, медленный… Тело чая мы ощущаем языком: когда чай попадает в рот, он ведет себя определенным образом, иначе воздействует на разные участки языка, по-разному проявляет себя в процессе проглатывания напитка и вызывает различные кинестетические ощущения, которые легко фиксируются сознанием. Именно эти ощущения и описываются, когда речь заходит о «теле чая».

Душа – штука более тонкая и многогранная. Это эмоциональная сфера, которую в чае выражают аромат, оттенки вкуса и привкусы. Их может быть огромное число, до десяти-пятнадцати оттенков в одном чае. Их проявление зависит от способа заварки, температуры воды, качества чайной посуды, времени и места сбора чая, условий его хранения, а также – и имеет очень важное значение – умения и настроя чайного мастера. Душа может быть одной в первой заварке и совсем иной – в пятой. Это и есть «человек» — изменчивая эмоциональность, сущность, проявляющая себя иначе в разных обстоятельствах.

Дух – стержень, на который «нанизаны» душа и тело. Дух неизменен. В чае это тот вкус, который присущ именно данному конкретному сорту, по которому мы его узнаем. А если идти еще глубже, то дух чая — это вкус, который остается после вкуса, «вкус без вкуса», как говорят дзенские монахи. Это сложно понять ровно до тех пор, пока сам единожды его не ощутишь. Китайцы имеют особое понятие для духа чая – это «юн» или «хоу юн» («очарование»): чтобы его почувствовать, нужно сосредоточиться на области чуть выше переносицы и сделать медленный выдох после выпитого глотка чая. Делая так, можно ощутить единственное в своем роде сочетание букета аромата, вкуса и энергии. В знаке «чай» дух символизирует верхний элемент – «трава»: это небесный, идеальный вкус чая, который остается в нас после растворения всех непостоянных его качеств.

Традиционно эти же элементы описываются чуть иначе. «Трава» — это сами чайные листья, «человек» — это и человек, и место, и процесс: говоря языком философии, это sitz im leben чайного действа. Наконец, «дерево» — это вся наша жизнь.

Еще одно возможное толкование базируется на втором значении иероглифа «чай» — «естественность». Это человек среди трав и деревьев, в своей естественной среде обитания. Данное значение указывает также на естественное и самое правильное место для проведения чайного действа.

Наконец, можно перевести иероглиф и сообразно его трехчастной структуре – Небо, Человек, Земля. Чай – это дар небес, небесная трава, которая призвана привести три сферы бытия в гармонию друг с другом, связать воедино и стать посредником меж землей, небом и человеком. Или же, если смотреть с иного ракурса, это чудесное Древо, которое помогает человеку достичь вершин Неба.

Немного особняком стоит еще одно качество чая, уже упомянутое выше, которое невозможно уловить в глотке напитка. Но оно обязательно проявит себя в хорошем и правильно приготовленном чае: это его «ци» — энергия. Иногда говорят, что тело и душа чая – это его листья и его «ци». И такой подход тоже оправдан, хотя он и более мистичен. Действительно, чай способен передавать человеку свою энергию, а человек может (и даже должен, если хочет жить долго и ярко) ее накапливать.

Присутствие энергии, ее количество и качество можно легко определять после небольшой практики. Как правило, если в чае много «ци», он хорошо тонизирует, и в то же время делает ум ясным и сосредоточенным, придает сил. Энергия хорошего чая действует продолжительно, накатывая постепенно и мягко, как волна на берег. Не очень чистая энергия действует резко, порой даже может немного оглушить, но быстро рассеивается, оставляя неприятные ощущения. Слабая энергия редко действует дольше, чем длится чаепитие, а чаще и вовсе заканчивается до того, как выпит весь чай. А в просроченном чае и том, который был испорчен неправильным хранением, энергии может не быть вовсе. Последнее особенно касается «чая в пакетиках» и чудовищных ароматизированных купажей в красивых с виду коробках.

Но если передача энергии от чая к человеку происходит сама собой, в процессе потребления правильно приготовленного чайного настоя, то накопление «ци» — дело особой практики (по-китайски – «гун»). Поэтому, о том, как выглядит чайный цигун, мы поговорим особо…

А вы думали, что чай – это всего-навсего напиток?! 😉

Юрий Хващевский

Поделиться
Комментарии для сайта Cackle