Секреты совершенства
Секреты совершенства

Секреты амулетов и тайны планеты

Лягушка царевна

Пять стихий чая

Пять стихий чаяКаждый, кто вступает на Путь Чая, становится немножко алхимиком. Но не в том смысле, что начинает «химичить», смешивая чаи и вываривая настои. Речь о духовной алхимии, которая совершается через простые и, казалось бы, повседневные действия.

Тем не менее, все они важны для конечной цели — обретения мудрости, которую чай дает щедро и изобильно каждому, кто с должным уважением к нему относится. Суть же этой алхимии в том, что будущий чайный мастер должен подчинить себе пять стихий мира — воду, дерево, огонь, металл и землю. Каждому из этих элементов будет посвящена отдельная запись в нашем блоге, пока же стоит вкратце обрисовать карту пути, первый шаг на котором кто-то сделает уже сегодня.

СТИХИИ или ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ

Для удобства объяснения я взял классическую китайскую схему взаимопревращений пяти элементов, которую вы можете видеть на картинке. Многие привыкли связывать эту схему исключительно с учением фен-шуй, однако в ней заключено намного больше, чем вкладывает в нее широко разрекламированный коммерческий вариант «восточной мудрости». Эта схема поможет нам не только сегодня, но и в дальнейшем, поэтому неплохо бы запомнить расположение первоэлементов (или стихий). Либо можно просто держать ее где-то под рукой, найти в интернете и поставить закладку, чтобы не искать в нужный момент. Итак, начнем.

Пять стихий чая

ВОДА

Вода — это то, без чего чая не получится. От ее качества зависит, насколько полно раскроется чай, отдаст ли он лучшее, что в нем есть, или чайный лист умрет в чайнике, даже не развернувшись. Вода — это также проводник духовного состояния чайного мастера, его настроения и душевных качеств. Вода впитывает и переносит энергию чая в процессе чайного цигуна, и потому от ее качества зависит, насколько чиста будет «ци» – энергия чая, воспринятая нами во время чайного действа. Именно поэтому выбор воды занимает, после выбора хорошего чая, второе по важности место.
Чтобы обуздать стихию воды, нужно научиться отличать качественную воду от плохой, овладеть секретами ее приготовления, уметь слышать ее голос и наблюдать за изменениями ее свойств в процессе нагревания. Если же говорить о мастере, то он должен научиться владеть своими эмоциями, очищать намерение и приводить в порядок мысли на время действа.
Кроме того, вода – это символ чистоты. А чистота имеет крайне важное значение для заваривания чая – даже для одного себя. Попробуйте поставить самый простой эксперимент: возьмите один и тот же чай и заварите его в один день в заставленной вещами комнате, а в другой – в пустой комнате, и сравните ощущение, которые чай в вас вызвал.

ОГОНЬ

Огонь тоже крайне важен. Именно он вступает во взаимодействие с водой, чтобы привести ее в нужное для чайного действа состояние. Для того чтобы овладеть этой стихией необходимо научиться понимать преимущества для чайного действа открытого огня, научиться с ним обращаться, уметь соединять воду и огонь, чтобы получить основу для чая. Но огонь – это также чувства чайного мастера, с которыми он подходит к действу. Не всегда верно думать, что для приготовления хорошего чая мастер обязательно должен быть бесстрастен. Достаточно сравнить чай, приготовленный «с градусником в руке» с напитком, заваренным человеком, искренне любящим чай, чтобы понять, на чьей стороне преимущество. Поэтому еще одна сторона алхимии огня — научиться управлять чувствами и страстями так, чтобы они не мешали действу, а стали мастеру добрыми помощниками.

ДЕРЕВО

Дерево – слуга огня. Оно дает свое тело в жертву всесожжения, и жертва эта не должна быть напрасной. Если чайный мастер попусту тратит драгоценное подношение, которое делает ему природа, он не сможет правильно овладеть огнем, а значит, огонь не вступит в союз с водой. И, как следствие, чай будет загублен. Отношение к дереву – мерило честности намерений мастера: если он с уважением и благодарностью принимает дар дерева, несмотря на то, что оно – лишь расходный материал, значит и в жизни он с благодарностью принимает каждый дар судьбы. Пять стихий чаяТакой мастер способен передать свой опыт через самый простой жест церемонии. Он правильно понимает слова Сэн-но Рикю, сказанные им о чае: «ити го ити э» — «одна жизнь – одна встреча».
Мастер Рикю (изображен на картинке слева), чья чайная церемония была ритуалом, готовившим самураев перед битвой к переходу из жизни в смерть, именно так относился и к чаю. Для него каждая церемония была последней, проходила на пике внимания к каждой детали уходящего и никогда не возвращающегося «здесь и сейчас» — от простого вьюнка в икебане до взмаха венчика для чая.
Дерево – это также место, в котором совершается чайное действо. Такой день как сегодня больше никогда не повторится. Не повторится рябь на реке, полет стрекозы, песня цикады, форма облака, и все это вместе. Не повторится и чай, который мы пьем – его тело, отданное нам и выпитое до дна, ляжет в землю и прорастет новой травой. Разве это не достойно нашего внимания и благодарности? Наконец, дерево – это и сам чай, ведь чай, прежде всего, растение. И об этом тоже нельзя забывать.
Овладеть стихией дерева мастер может двояко – научаясь качествам хорошего дерева для разведения огня, а также становясь более внимательным к окружающему миру.

МЕТАЛЛ

Металл – самая «неуловимая» стихия в чайной алхимии. Металл может присутствовать в качестве утвари, с помощью которой выполняются некоторые из операций во время действа: подставка горелки, металлическая подставка для чайника, сам чайник (если он чугунный), ситечко, нож для разделки блинов пуэра. Но не менее важна и духовная сторона металла – это решимость и четкость действий чайного мастера, овладевшего премудростями чайной алхимии, его непоколебимая уверенность в приготовлении лучшего чая здесь и сейчас. На достижение этого качества порой приходится потратить немало времени.

ЗЕМЛЯ

Не менее важная и роль земли. Ведь землю в чайном действе олицетворяет чайник, сделанный из глины. Но не только. Земля – это чайная керамика: пиалы, гайвани, чахэ и прочая необходимая утварь. И в то же время земля – это, в некоторой степени, сам чайный мастер. Ведь все превращения стихий происходят на земле, и она регулирует и управляет ними – точно так, как это делает человек.
Овладение стихией земли – процесс многогранный и неторопливый. В первую очередь, это воспитание чайника, о чем мы еще будем говорить особо. Чайник должен быть правильно подготовлен к тому, чтобы чай в нем раскрыл весь свой потенциал, и у этого процесса есть свои маленькие тайны. Приручение этой стихии – это также и воспитание эстетического чувства, коллекционирование практичной и красивой чайной утвари, обустройство чайного пространства. Наконец, это и процесс самосовершенствования мастера в деле управления стихиями. Но эта последняя тема настолько многослойна, что о ней мы будем говорить при каждом удобном случае.

ВЕТЕР

Иногда к числу стихий относят и ветер, и даже вписывают его в схему элементов. Он действительно присутствует и им тоже необходимо овладеть.
У ветра три ипостаси. Первая — это поток воздуха, которым поддерживается и разгорается огонь. Второе — дыхание чайного мастера. Третье — энергия, которая отдается и принимается во время чайного действа. Если с первым значением все относительно ясно, то два последующих — это предмет особых занятий: к ним мы вплотную подойдем, когда коснемся темы чайного цигуна.

Пять стихий чая

ЧЕЛОВЕК

Практическим результатом овладения всеми этими стихиями является обретение чайным мастером внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Именно он приручает чай, который становится его другом и наставником. Именно от него, в конечном итоге, будет зависеть, насколько полноценной будет встреча с чаем для его гостей. Однажды на чайном пути наступает такой момент, когда чайный мастер в полной мере начинает понимать то, о чем всегда интуитивно догадывался – в чайном действе самое важное значение имеет не посуда, в которой подается чай, не чашка, не самое красивое из возможных место для церемонии и даже не чай. Самое важное – он сам, его готовность и духовная чуткость. Его открытый ум. Его искреннее сердце.
Чайный мастер — это центр алхимических преобразований. Разумно и умело управляя стихиями, он приводит в равновесие энергии внутри себя и вовне, благодаря чему каждый из участников чайного действа обретает возможность изменить себя и обстоятельства одним лишь глотком чая. Да и не только возможность: изменения не могут не произойти, если чайный мастер уже подготовил для их наступления все необходимое.
А о том, как достичь такого состояния, мы будем говорить в последующих статьях. Не забывайте следить за обновлениями чайного блога. А все вопросы по поднятым здесь темам можно задать вот здесь: http://forum.osekretah.ru/viewtopic.php?f=32&t=969


Юрий Хващевский

Поделиться
Комментарии для сайта Cackle