Секреты совершенства
Секреты совершенства

Секреты амулетов и тайны планеты

Лягушка царевна

Искусство чайных перемен

chagunfuНесколько дней назад для тех, кто сверяется с традиционным китайским календарем, начался новый пятилетний цикл. С некоторых пор я тщательно готовлюсь к подобным датам и вехам, стараюсь проводить эти дни в правильном настрое, выполняя только самые важные действия, которые впоследствии должны принести плоды. И чай является неотъемлемой частью моей календарной практики.

А поскольку перед нами не только завершение года по грегорианскому календарю, но также день зимнего солнцестояния, крайне важный для правильного начала нового года, я бы хотел пару слов сказать о чае в контексте календарного ритуала.

Мистика календаря

Для тех, кто внимательно следит за моими скромными записками, давно не тайна, что чай – штука мистическая. Если вы помните, этот напиток в традиционном Китае и на всем Дальнем Востоке имеет несколько «уровней» считывания, в том числе религиозный. И, что немаловажно, пространство-образующий. Оба они играют главную роль в календарном ритуале. Данная заметка призвана ввести нас в курс дела. Поэтому я постараюсь разложить по полочкам основные понятия, которые затем мы употребим очень конкретно, и начну я с пары слов о датах.

Я не стану отнимать у вас время рассказом о 24 сезонах традиционного календаря – об этом немало написано в интернете. Скажу лишь, что в чайном контексте для нас с вами будут важны четыре точки китайского «вруцелето»: два солнцестояния и два равноденствия. Пиковыми являются стояния – зимнее Инь и летнее Ян, два других промежуточные. В пиковые даты важно поддерживать противоположное начало, «помогая» ему превозмочь довлеющую противоположность.

Особенно важной становится в этом контексте дата зимнего солнцестояния, на которую приходится праздник Дунчжи. Согласно китайскому календарю это 22 декабря – самый мистический день года, когда Земля выдыхает остатки энергий уходящего года и начинает набирать энергии года наступающего. Поэтому любые действия в этот день должны быть точно выверены, осторожны и взвешены: каждое из них становится семенем новых событий.

Пара слов о ритуале

Об этом я тоже уже частично писал – достаточно просмотреть рубрику, и вы найдете, что тема ритуала и обряда в контексте чая встречается там и сям. Но о чем мы вообще говорим, когда упоминаем слово «ритуал», как его понимали китайцы?

Прежде всего, ритуал связан с памятью, а через нее с рождением и обновлением. То есть, когда вы его проводите, вы желаете призвать то, что уже однажды случалось, чтобы оно мистическим образом случилось вновь. Таким образом, ритуал – это актуализация традиции, сама традиция.

Далее, ритуал – это нечто исключительное. То, что не случается каждый день. То, для чего вы выбираете особое место и время. Таким образом, ритуал связывает вас с неочевидным, даже мистическим «нечто», становится окном в вечность. Ритуал – это своеобразная «щель во времени и бытии», через которую, минуя обыденный порядок вещей, в наш мир приходит то, чего мы ожидаем.

Также ритуал – это нечто символическое, в противовес обыденному. Это сама тайна, которая подчас до конца не бывает понятна тому, кто ритуал проводит.
Наконец, ритуал – это особая эстетика. В контексте чая здесь уже речь об исключительности всего, что связано с процессом приготовления чая и оформления чайного действа.

Чайный ритуал как искусство перемен

Для проведения ритуала крайне важным моментом становится мастерство того, кто за это дело берется. Разумеется, я множество раз повторял, что тот, кто любит чай, сам для себя создает и ритуал, и сопутствующие практики. И в этом месте я могу лишь повторить то же самое. Однако дополняя: вы сами должны ясно понимать, что и для чего делаете. Более того, для того чтобы чайное действо стало ритуалом, вы должны наделить смыслом каждое действие, каждый жест. То есть, как сказали бы китайцы, достичь в своем делании состояния «гунфу».

Позвольте мне в этом месте привести маленькую цитату из одного из ведущих современных китаистов Владимира Малявина: его определение «гунфу» отличается от прочих, к тому же имеет непосредственное отношение к тому, о чем я говорю. Комментируя военный канон Сунь-цзы, он пишет: «В китайской стратегии видимые, пространственные метаморфозы … очерчивают символическое пространство событийности, которое лишено протяженности и являет собой чистую длительность, «протекающую вечность» – символическую дистанцию между «семенем» и «плодом» событий. Именно такую природу имеет знаменитый китайский идеал духовного достижения гунфу, который означает, собственно, «свободное время», «время неделания». Гунфу – это действие «адекватное времени в целом», отсутствие и покой, навлекающие творческое изобилие жизни, предельная наполненность вселенской пустоты».

О чем речь? О том, что гунфу – это особое состояние, когда все движения отточены настолько, что ты делаешь ритуал, но как бы и не делаешь его – все получается играючи. При этом ты держишь в сознании цель, которую желаешь, посредством ритуала, привести в мир. И в момент совершения ритуала сохраняешь покой и непрерывность действий.

Творим перемены

Собственно, о том, как творить перемены с помощью одного лишь чая, речь пойдет чуть дальше. Пока же, чтобы не утомлять вас долгой беседой, я хочу лишь уверить вас в том, что это возможно. Более того, я хочу чтобы вы вспомнили собственный чайный ритуал – вне зависимости от того, совпадает ли он с классическим, или у вас он совершенно особенный. Вспомнили – и запомнили, чтобы, когда наступит важная дата, вы могли провести его с назначенной вами целью и гарантированно получить ожидаемый результат.

Пусть это станет маленьким домашним заданием – коль скоро мы с вами все учимся в этой удивительной «чайной школе» портала «О секретах». А в следующий раз мы предметно поговорим о чайном действе, чтобы вы, когда подойдет праздник Дунчжи, были готовы применить эти знания ради совершенствования собственного будущего и обретения в нем благих перемен.

Юрий Хващевский

Поделиться
Комментарии для сайта Cackle